Ситуация. Владик нашел бантик Славушки и стал кричать: "Кому бантик? Кому бантик?" Славна подбежала: "Отдай, отдай!" и начала вырывать. Владька не дает. Я переключилась со своих занятий на детей: "Владик, ты хочешь поиграть со Славной." Он: "Нет". - Тебе нравится, когда она хочет взять бантик, а ты не даешь? - Нет. - А что она кричит, отбирает. - Тебе не нравится, когда у тебя отбирают? - Да. - Славушка, тебе очень хочется взять свой бантик, и ты не знаешь как? - Да. Молчим. Через некоторое время я говорю: - Мне кажется, что ты уже рассердилась и не можешь по-хорошему попросить, или не хочешь. - Не могу. - Ты, наверное, хотела бы сейчас ничего не делать и не говорить, а бантик был бы твой. - Ага. - А ты, Владушка, можешь отдать бантик, только если тебя хорошо Славна попросит. Молчит. И я спокойно так молчу и вижу, что у обоих, благодаря моему пониманию накал страстей прошел, чувства уже не такие сильные как вначале. Прошу Валю показать мне книжку, которую он рассматривает. Вместе смотрим. Подходит Славушка. Я оглядываюсь на нее: Ба-а, да и Владька тут. Уже пришел, обнял Славушку, подал ей бантик. Она положила ему на плечо руку, а бантик не взяла. - Тебе уже не нужен бантик, главное, что с Владькой помирились, да? Она кивает.
Комментарий. Я знаю по опыту, что не нужно тратить силы на убеждение детей, чтение им нотаций. Я уверена, что если выразить понимание обоим, ситуация сама собой разрешится. Причем непредсказуемым образом. Часто это бывает гораздо раньше, чем я ожидаю. И в этот раз, увидев обнимающихся Владика и Славушку, я обрадовалась и удивилась. Что важно было мне еще сделать – это выразить возникшие в этот момент чувства. Сейчас я гораздо чаще выражаю свои чувства, чем раньше. И все-таки забываю иногда.